Электродубинка для российского автопрома
2020 год — эта своеобразный час "Ч", после которого все армады глобальных мировых концернов пройдут путь невозврата. Путь постепенного, но неотвратимого отказа от классического традиционного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в пользу электромотора. Последнее исследование Bloomberg на эту тему говорит о том, что через 4 года стоимость электрокаров сравняется с бензиновыми и дизельными аналогами. В результате продажи электромобилей не просто взлетят, а выстрелят вверх экспоненциально. Ровно также, как это было со смартфонами и гаджетами.
В час "Ч" та часть автопрома, которую принято считать российской, всё ещё будет встраиваться в мировую промышленность, но ни инновационных технологий, ни инфраструктуры у России не будет. А экономика страны, если не сможет избавиться от нефтяной зависимости, уже через 7 лет испытает первые признаки надвигающегося нового нефтяного коллапса, главной причиной которого станет электромобиль.
Совершенно очевидно, что для электрического транспорта переломным стал мировой финансовый кризис 2008—2013 годов, который, впрочем, не был самой причиной этого тренда. В 1999 году стоимость нефти Brent составляла чуть больше $10 за баррель, перед самым кризисом в июле 2008 года "бочка" торговалась за $135, а цена WTI (Light Sweet) достигла $147. Так дорого чёрное золото ещё не стоило никогда. "Экспортёры нефти держат за жабры страны "золотого миллиарда", — примерно в таком духе заявляли аналитики Уолл-стрит и лондонского Сити.
Последовавшее вслед за обвалами финансовых рынков и банкротствами крупнейших банков падение цен на нефть сбило панику чиновников ведущих держав. Тем не менее реакция последовала незамедлительно: Европа, Япония, США, Китай и ещё ряд стран с сильным национальным автопромом ужесточили законодательство в части экологических требований к выхлопу автомобилей. И до сих пор переход на экологический транспорт преподносится как забота об экологии.
Апофеозом этих событий стал прошлогодний скандал "Дизельгейт", связанный с занижением норм выброса автомобилями Volkswagen. Очень быстро в эту воронку засосало и другие крупные концерны: BMW, Mercedes-Benz, Renault, Nissan, Volvo, Jeep, Hyundai, Citroen, Mazda, Fiat, Ford и Peugeot. Топ-менеджмент автогигантов сквозь зубы признаётся, что иначе как с помощью манипуляций с программным обеспечением выполнить европейские экологические нормы "Евро-6", американские EPA10 или японские Post NLT невозможно. Однако чиновники ни одной из развитых стран не собираются отступать в вопросе смягчения экологического законодательства.
И вот уже Volkswagen заявляет, что готов исправить своё реноме, представив уже в 2016 году на Парижском автосалоне свой первый массовый электрокар. Ровно в 2020 году ожидаются аналогичные премьеры у Nissan, Chevrolet и Tesla. Максимальная стоимость будущих электромоделей "для народа" декларируется на уровне не более $30 тыс. Tesla к 2020 году, по заявлениям Илона Маска, превратится из маленькой фирмы по выпуску штучных электроспорткаров в полноценного автогиганта. С этой целью в Китае строится завод мощностью 500 тыс. автомобилей в год. И если кто-то думает, что Маск, запустивший в космос ракету-челнок Falcon, — прожектер из Кремниевой долины, то он сильно ошибается. За плечами Tesla стоит Правительство США.
Только в 2010 году по инициативе президента США Барака Обамы американские автокомпании получили $2,4 млрд грантов на создание электромобилей и нового поколения аккумуляторов. По самым скромным подсчётам, суммарные мировые инвестиции в развитие электрического транспорта оцениваются примерно в $650 млрд. Национальные правительства не только субсидируют НИОКР домашних автокомпаний, но и активно способствуют строительству электрозаправочных станций.
В Германии правительство даёт 4 тыс. евро на покупку электрокаров чистых машин, в Японии можно получить 30-процентную скидку на электромобиль, сдав в утиль автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Всё выглядит очень серьёзно.
Уже с 2025 года Нидерланды и Норвегия намерены отказаться от продажи машин с ДВС, а в швейцарском городе Церматте уже сейчас рассматривают отказ от въезда на его территорию неэкологичного транспорта. В Китае пока что пересаживают на электромобили таксистов. Первым городом, который полностью освободили от такси с ДВС, стал Тайюань, население которого составляет 3,5 млн человек.
В 2015 году по всему миру было продано 550 тыс. электромобилей, Россия в эту копилку добавила целых 50 штук электрокаров. Собственно, это более чем наглядно демонстрирует отношение страны к глобальному явлению, которое пока обходит нас стороной. Единственный официально продающийся электромобиль в нашей стране — компакт Mitsubishi i-MiEV с ценником от 1 млн руб. Изначально эта машина стоила 1,8 млн руб., но в 2014 году российское правительство отменило таможенные пошлины для этого вида транспорта. Правда, с этого года беспошлинный ввоз электрокаров в страны Таможенного союза не был продлён.
Продажи электромобилей тормозит отсутствие электрозаправок, на всю Москву их число не превышает 60 точек, в Подмосковье и того хуже — всего 10 станций. В 2015 году замминистра Минпромторга Виктор Евтухов обещал, что уже в этом году в России появится свыше 2 тыс. заправочных станций. Пока ничто не предвещает их появление.
Ещё одной причиной, по которой россияне боятся связываться с электромобилями, является холодный климат. В зимние периоды, когда температура доходит до минус 15—20°C, батарея электрокара разряжается вдвое быстрее. Кроме того, расходуется значительная часть энергии на обогрев салона.
В Норвегии или Дании зимы также бывают очень холодными, но в этих странах электрический Nissan Leaf отлично покупают. Там нет таких пробок, как в Москве, поэтому при езде по свободным дорогам, пусть даже и в мороз, запаса хода Leaf вполне хватает. Если электромобиль с зарядом батареи на 150 км поставить в московскую пробку — то не факт, что вечером останется хоть-какое-то количество энергии, чтобы доехать до заправки или до дома. Инженеры Nissan работают над этой проблемой, — объясняет Лайфу пиар-директор российского офиса Nissan Роман Скольский.
В 2010 году у России был шанс создать свой электрический автомобиль, который бы учитывал климатические реалии страны. Тогда за автомобильную промышленность отвечал Алексей Рахманов (ныне президент Объединённой судостроительной корпорации), глава соответствующего департамента Минпромторга. Он сделал заявление, определившее вектор нынешний политики России в области электротранспорта. По мнению Рахманова, электротранспорт — тупиковая ветвь автопрома для России. При этом ведомство в 2009—2010 году выделило "АвтоВАЗу" 380 млн руб. (около 10 млн евро по курсу того времени) на разработку электромобиля.
В 2011 году Lada Ellada, построенная на базе хетчбэка Kalina, увидела свет — первый мелкосерийный отечественный электромобиль с запасом хода в 150 км в летнее время. Зимние возможности пробега машины умалчивались. Начальная цена в 1 млн руб. мгновенно поставила крест на коммерческой истории этого проекта. На "АвтоВАЗе" эту историю теперь предпочитают не вспоминать, называя её "делом прошлых лет".
Сейчас в Тольятти разрабатывают электромобиль на базе более новой модели — Lada Vesta. Работа над машиной на электрической тяге ведётся, но дата её появления неизвестна, равно как и технические характеристики, — сообщил Лайфу пресс-секретарь "АвтоВАЗа" Сергей Ильинский.
В компании Sollers (владеет заводом УАЗ) не стали отвечать на вопросы, нет чёткой стратегии по поводу электрокаров и в "Группе ГАЗ". — Сейчас ГАЗ ведёт разработку электрической модификации "газели". В ближайшее время партия опытных электромобилей будет передана одному из крупных корпоративных клиентов. По итогам тестовой эксплуатации в автопарке клиента будут выявлены возможные недоработки и принято решение о возможности серийного выпуска электрокара. На рынок данную машину мы сможем вывести, когда на неё будет спрос, поэтому о каких-то конкретных сроках пока говорить рано, — рассказала Наталья Анисимова, представитель пресс-службы "Группы ГАЗ".
К 2020 году новинки автозаводов России безнадёжно устареют, включая те, что только-только сойдут с конвейера. Отставание России на технологическом уровне сведёт на нет все нынешние попытки и огромные затраты на поддержку и спасение автопрома, убеждён аналитик по автопрому "ВТБ-Капитал" Владимир Беспалов.
— С каждым годом количество экологически чистых машин в мире увеличивается, и если сейчас государство не уделит этому внимания, то наша страна может безнадёжно отстать, — считает Беспалов. Необходимо уже сейчас развивать инфраструктуру, без которой популярности электрокары не достигнут. В нашей стране развитой сети заправочных станций не будет, пока автомобили на электрической тяге не появятся в большом количестве — такой вот замкнутый круг.
По прогнозам Bloomberg, в 2023 году продажи электрокаров достигнут такого уровня, что окажут ощутимый эффект на потребление бензина и как следствие — на нефтяной спрос. К 2040 году 35% от всех машин будут электрифицированными, пишет аналитическое агентство. За считаные годы электрический транспорт изменит окружающий мир также, как это произошло вместе с революцией мобильных телефонов в начале 2000-х годов. У нас осталось совсем немного времени для того, чтобы не отстать от новой волны прогресса.
по материалам © L!FE